Легенды и мифы —это мировоззрение и своеобразная система познания мира в Древней Греции.(так

Легенды и мифы --это мировоззрение и своеобразная система познания мира в Древней Греции.(так ли это?)

Легенды и мифы —это мировоззрение и своеобразная система познания мира в Древней Греции.(так: 58 комментариев

  1. tom

    ШИФРОВКА….:-O  Наложение   символов   друг   на   друга …..ключ   к   чтению   утерян………РЕАЛ,   конечно (  как   и   всегда   в   сказках )  ,   присутствует……Но   ОЧЕНЬ   опосредованно  !

  2. galina Автор записи

    Проникновение в античный мир невозможно без знакомства с мифологией древних греков, которая многое объясняет в жизни древних.Это древнейшие формы народного творчества( ср. с фольклором других стран) Мифологическое мышление основано на интуитивном, эмоциональном проникновении в таинство мира, где человек сознает себя частью космического единства. У греков сложилось представление о вечном, гармонически едином космосе( слово» космос» в древнегреческом языке имело конкретное значение «порядок».)

  3. galina Автор записи

    Известный русский поэт М,Волошин писал:»Когда героическая мечта тридцати веков—Троя стала вдруг осязаемой и вещественной благодаря раскопкам в Гиссарлыке, когда раскрылись гробницы микенских царей и живой рукой мы смогли ощупать прах эсхилловых героев, вложить наши  пальцы неверующего Фомы в раны Агамемнона, тогда  нечто новое разверзлось в нашей душе. .. Весь лик античного мира изменился для нас! Фигуры, уже ставшие условными знаками, вновь сделались вещественными».

  4. elena

    Этот город — слоеный пирог из 9 культурных слоев, как я поняла. Вики говорит, что 6 снизу слой, который Шлиман второпях пролетел и попортил, признается Троей времен легендарной войны.

  5. galina Автор записи

    Первое из найденных в Гиссарлыке поселений (так называемая Троя IX) представляло собой крепость диаметром менее 100 м и, очевидно, существовало на протяжении длительного периода. К гомеровской эпохе относится седьмой слой, который представляет Трою в виде обширного (площадью свыше 200 тыс. м) поселения, обнесённого крепкими стенами с девятиметровыми башнями. Крупные раскопки 1988 года показали, что население города в гомеровскую эпоху составляло от шести до десяти тысяч жителей — по тем временам, весьма внушительное число. Согласно данным экспедиции Корфмана, площадь нижнего города была примерно 170 тыс. м, цитадели — 23 тыс. м[5].

  6. galina Автор записи

    Античный грек видел мир совершенным, целостным, себя же ощущал частицей всеобщего мирового порядка(космоса). Поэтому и слово «гармония» в этом понимании не столько искусствоведческое понятие,сколько важный элемент мировосприятия. Этот критерий нашел отражение в одном из сюжетов греческой мифологии, описанном Гесиодом в его «Теогонии».Речь идет о детях Урана и Геи. Тех, которые поражали своим несовершенством и диспрпропорциями, он сразу после рождения низвергал в Тартар.

  7. galina Автор записи

    Гесиод-1-ый исторически достоверный греческий поэт, возможно, живший около 700г. до н.э. В его поэме «Труды и дни» исполъзованы мифы о ПАНДОРЕ и ЗОЛОТОМ ВЕКЕ. Это — замкчательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора. В «Теогонии» ( «Происхождение богов») Гесиод делает попытку представить генеалогию олимпийских богов и восстановить события, предшествующие захвату Зевсом верховной власти. «Теогония» послужила основой для дальнейшего развития мифологии.

  8. galina Автор записи

    Мифотворчество—важнейшее явление в культурной истории человечества, миф выражает мироощущение и миропонимание той эпохи, в которую он создается. В мифе древности любое природное или общественное явление трактовалось эмоционально как действие или состояние божества, любой образ человек той эпохи воспринимал как реальное, телесно мыслимое существо. Для архаического общества очень важно было накопление опыта в познании мира, этот процесс длился веками, полученные сведения передавались из поколения в поколение, причем осмысление фактов происходило на основе веры.                                                                                     В условиях мифологического осмысления мира по-особому понимались такие категории, как пространство и время. В архаическом обществе они представлялись в качестве могущественных таинственных сил, управляющих жизнью людей и богов. Пространство и время были добрыми и злыми, благоприятными для одних и враждебными для других. Время наполнялось сакральным смыслом: оно могло соответствовать празднеству, жертвоприношению, ритуалу. Пространство трактовалось как священное место или целый мир, подчиняющийся особым силам.

  9. ludmila

    Где вы, о древние народы?

    Ваш мир был храмом всех богов,

    Вы книгу Матери-природы

    Читали ясно без очков.

    Нет веры к вымыслам чудесным,

    Рассудок все опустошил.

    И покорив законам честным

    И воздух, и моря, и сушу,

    Как пленников их обнажил.

    Ту жизнь до дна он иссушил,

    Что в дерево вливала душу.

    Ф.Тютчев

  10. galina Автор записи

    Традиционный миф — не идеальное понятие, не идея, это сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаяниями, со всей ее реальной повседневностью и личной заинтересованностью. Миф всегда чрезвычайно практичен, насущен, эмоционален, аффективен, жизнен. И даже такое наивное (с позиций нашего времени) восприятие мира, выраженное в сказаниях, эмоциях, образах, метафорах, формировало мироощущение человека. Оно характеризовалось не только наивностью, но и антропоморфизмом — уподоблением природных явлений человеку, гилозоизмом — оживлением всего, анимизмом — одушевлением неживого и другими специфическими характеристиками.Таким образом, самые первые представления о мире существовали как мироощущение, формируемое мифом. Но в то же время эти представления, знания о мире не были однородными. С одной стороны, миф включал фантазии, верования в богов и героев, а с другой — эмпирические знания, обобщения многолетних наблюдений, здравый смысл.

  11. elena

    С детства нам знакомы мифы древней Греции через книжки, мультфильмы, их изучают в школе как важную часть человеческой культуры. Потому испытываешь шок, читая мифы без купюр, не в детской книжке. Инцест, детоубийство, отцеубийство, растление малолетних, насилие, кастрация — сюжеты известнейших мифов. Сестра расчленяет убитого брата, детей варят и подают на обед — фильм ужасов, да и только! Поневоле начнешь ненавидеть язычество…

  12. galina Автор записи

    Елена, не надо заострять внимание только на отрицательных примерах, тем более в архаическом обществе. Язычество есть язычество! А что делалось в средние века! А сколько жестокости в исламе. В архаических обществах только начиналось формирование понимания мира, человек многого не мог объяснить и понять. А разве меньше жестокости и пасилия в цивилизованном мире!? У нас в стране «фиьмов ужасов» сколько угодно.

  13. ludmila

    «Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
                           Ночь же Эфир родила и сияющий День, иль Гемеру:
                           Их зачала она в чреве, с Эребом в любви сочетавшись.»                        
                           

                           Гесиод: «Происхождение Богов»

  14. dont
    Я не силен в греках, но последнее время и в интернете и на разных каналах я часто слышу, что мифы , и не только греческие, это либо зашифрованные природные явления, либо исторические события, либо астрономические, либо физические или химические процессы
  15. dont
    Вроде бы как химикам, физикам, астрономам дали почитать  мифы и они с удивлением обнаружили в этих мифах знакомые для себя процессы. Постараюсь найти точную информацию и написать конкретные примеры
  16. dont
    Елена, простите не знаю отчества, а вы слышали о списках сожженых ведьм? И это делали наши христиане, пусть католики, но христиане. А вы говорите мифы . . .
  17. elena

    Наши христиане — православные — ведьм не жгли, только иногда в ставках топили. Но речь не о них, а об архаической Греции. Вот я и удивляюсь этой вакханалии безнравственности, которая отразилась в мифах.

  18. dont
    Есть же у греков и Прометей и Геракл и другие герои. Может как в людях есть плохое и хорошее, так и в мифах и выделив плохую часть выдавать ее за общую картину как то не очень правильно, вам не кажется?
  19. dont
    Кстати, по поводу православных, может не совсем в тему, но сейчас по РенТВ сказали что 12 декабря будет авторский фильм М. Задорнова о Рюрике  и там  в анонсе еще было, мол, Ломоносов был прав. . . Как думаете-стоит смотреть?
  20. dont
    В наши края интернет пришел недавно  фольк хистори и подобные выражения и словосочетания я встречаю часто и вроде понимаю их смысл, но на всякий случай переспрашиваю, чтобы не попасть впросак :)
  21. dont
    Почитал немножко, очень интересно, все по полочкам разложено, все классифицированно, только знаете мне какая мысль пришла: получается, большая часть того, чему нас учили в Советском Союзе это фолк-хистори, а если к власти опять придут коммунисты, то вообще неразбериха будет
  22. elena

    Ну, есть же авторитетные ученые по разным разделам специалисты, с именем, с репутацией, не спекулянты — выдумщики. На них, я думаю, стоит ориентироваться.

  23. dont
    Один из ее учредителей, авторитетнейший, как я понял историк, говорил о том, что у него с его коллегами разные точки зрения на одни вопросы, там речь шла о 1812 г. так как сейчас год Франции в России и наоборот
  24. dont
    Так вот, если у самых авторитетных историков разные мнения, как нам разобраться? Вот в детстве хорошо было: красные свои, белые враги :) а сейчас-не поймешь, где друг, где враг
  25. galina Автор записи

    Скажите, как родились вначале боги и земля,
    И реки, и беспредельное море, бушующее волнами,
    И сверкающие звезды, и широкое Небо — горе,
    И как распределили богатство, и как разделили почести,
    И как впервые заняли складчатый Олимп. Об этом скажите мне,
    Музы, чьи жилища на Олимпе
    С самого начала, и скажите, что из них возникло первым.
    (Теогония,105;110,112)Гесиод.

  26. galina Автор записи

    Для последующего возникновения философии существенно то, что уже поставлен вопрос о рождении мира, небесных тел, земных и небесных стихий. Человек бросает взгляд на мир в целом, пытается представить себе и его рождение, и его единство.

    Мифология уже создала несколько типических объяснительных конструкций. На некоторые общие структуры мифов и стало впрямую опираться первоначальное греческое философствование.

  27. galina Автор записи

    Мыслительно-чувственное обобщение действительности, которая именуется мифологическим, характерно для очень древнего периода социально-исторической жизни, а точнее говоря, локализуется в общинно-родовой, или первобытно-общинной, формации, которая для Греции ограничивалась первой третью первого тысячелетия до н.э., но истоки, которой уходили в бездны тысячелетий. Видя, как бушует море, как разливаются или высыхают реки, несутся водопады, пробиваются родники, бегут ручьи, древний человек обобщает все проявления водной стихии в одном слове – Посейдон, то есть владыка вод или супруг Земли, объемлющий ее водным простором. И так один за другим рождаются слова – мифы, разрастающиеся в рассказы о высших существах, таких же, как и человек, только мощных и бессмертных, живущих одной семьей и управляющих над миром. Древняя мифология – предмет неоспоримой реальности и веры в ее непреложность. Она возникла и развивается еще до религии, которая нуждается в теоретических обоснованиях. Среди главных источников для изучения всех периодов мифологического развития Греции в первую очередь назовем героические поэмы Гомера «Илиаду» и «Одиссею». Трагики V в. до н.э. Эсхил, Софокл, Еврипид использовали в своих сюжетах мифологию героизма во всей ее сложности и гибельной безысходности. У Гомера красота есть божественная субстанция и главные художники – боги, создающие мир по законам искусства. Недаром красота мира создается богами в страшной борьбе, когда олимпийцы уничтожают архаических чудовищ. Однако эта красота гибельна. Сирены привлекают моряков прекрасными голосами и умерщвляют их. Эти страшные полуптицы – полуженщины прекрасны своим искусством пения, но ужасны своей дикостью. Гомеровская мифология – это красота героических подвигов. В мире этой красоты мрачные силы заключены в Тартар или побеждены героями. Чудовища оказываются смертельными. Гибнут Медуза Горгона, Пифеи, Ехидна, Химера. Прекрасные олимпийские боги жестоко расправляются со всеми кто покушается нарушить гармонию установленной ими власти. Однако побежденные древние боги вмешиваются в эту новую жизнь. Да и сам героический мир становится настолько дерзким, что нуждается в обуздании. И боги посылают в этот мир красоту, воплощая ее в облике женщины, несущей с собой соблазны, смерти и самоуничтожение великих героев. Так появляется созданная богами прекрасная Пандора, в которую боги вкладывают лживую душу. Так рождается от Зевса и Немесиды, богини мести, Елена, из-за красоты которой убивают друг друга ахейские троянские герои. Прекрасные женщины – Даная, Селена или Алкмена,- соблазняют, как Каронида или Кассандра. Но еще важнее та внутренняя красота, которая наделяют олимпийские боги певцов и музыкантов. Это красота поэтического мудрого вдохновения.

  28. galina Автор записи

    Четверо детей было у Леды. Прекрасная Елена и Полидевк были детьми Леды и громовержца Зевса, а Клитемнестра и Кастор были детьми Леды и Тиндарея.
    Прекрасна была Елена. Ни одна из смертных женщин не могла сравниться с ней красотой. Даже богини завидовали ей. По всей Греции гремела слава Елены. Зная о ее божественной красоте, ее похитил у Тиндарея великий герой Аттики Тесей, но братья Елены, Полидевк и Кастор, освободили сестру и вернули ее в дом отца. Один за другим приходили во дворец Тиндарея женихи свататься за прекрасную Елену, каждый хотел назвать ее, прекраснейшую из женщин, своей женой. Не решался Тиндарей отдать кому-нибудь из приходивших к нему героев в жены Елену, он боялся, что другие герои из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнет великая распря. Наконец, хитроумный герой Одиссей дал такой совет Тиндарею:
    — Пусть прекраснокудрая Елена решит сама, чьей женой хочет она стать. А все женихи пусть дадут клятву в том, что никогда не подымут они оружия против того, кого изберет Елена в мужья, а будут всеми силами помогать ему, если он призовет их в случае беды на помощь.
    Послушался Тиндарей совета Одиссея. Все женихи дали клятву, а Елена выбрала из них одного, и этим избранным был прекрасный сын Атрея, Менелай.

  29. galina Автор записи

    Женился на прекрасной Елене Менелай. После смерти Тиндарея он стал царем Спарты. Спокойно жил он во дворце Тиндарея, не подозревая, сколько бед сулит ему брак с прекрасной Еленой.

  30. olga

    По поводу Трои и Шлимана, это действительно реальная история, во время раскопок было обнаружено несколько культурных слоев, но Шлиман провозгласил, что легендарная Троя соответствует тому слою в котором он нашел золотые изделия, эта коллекция вошла в историю под названием «Золото Приама», но на самом деле это не так. Это была большая проблема на раннем этапе развития археологии. Многие экспедиции финансировались частными лицами и поэтому главной задачей ставилось не раскопать, описать и сохранить, а найти что-нибудь эдакое, золотые изделия, хорошо сохранившиеся предметы культуры….. Вообщем Шлиман больше навредил своими раскопками, чем принес пользы

  31. galina Автор записи

    Мифология и культура народов древнего мира, как определенная форма осмысления мира, имеет в своей основе ряд особенностей, свойственных архаическим обществам. Во всех мифологических системах представлены космогонические и теогонические мифы, мифы о борьбе с хтоническими(подземными) силами, об упорядочении мира, этиологические(объяснительные) мифы. Древнегреческая теогония и космогония известны главным образом по Гесиоду.Хаос, по Гесиоду, не водная стихия, а зияющая бездна. Первая супружеская пара Гея (Земля) и Уран (Небо) становятся родителями богов 1-го поколения—титанов и титанид, циклопов, сторуких великанов. Их сменяют Крон и Рея, родившие поколение олимпийских богов, из которых последний сын-Зевс-сверг отца и стал править богами и людьми. Всем этим сменам поколений сопутствуют борьба за власть и параллельно борьба с подземными хтоническими силами-воплощением хаоса.Заключительная фаза борьбы за упорядочение мира и подчинение сил хаоса завершается победой над чудовищем Тифоном. Но побежденный и задавленный горой Этной Тифон продолжает порождать новых чудовищ—это двухголовый пес Орфо, адский пес Кербер, Лернейская гидра, Химера. Именно с ними борется Геракл. Тема борьбы героя с хтоническими силами свойственна мифологии многих других народов.

  32. galina Автор записи

    М.Элиаде пишет: “Будучи реальным и священным, миф становится типичным, а следовательно и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков. Другими словами, миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, и представляет собой образец для поведения человека. Копируя типичные поступки бога или мистического героя, или просто подробно излагая их приключения, человек архаического общества отделяет себя от мирского времени и магическим образом снова оказывается в Великом священном времени”.

    В некотором смысле, любой человек несет в себе черты архаики. Кропотливо изучать реальную историю он не может, да и сама история никогда не может быть полна фактически. Следовательно, представление об истории, какой бы глубины оно ни было, носит мифологические черты. И чем далее человек от научных представлений (в любой области, затронутой его вниманием), тем более мифологичны его представления. В особенности это касается представлений о прошлом.

    В значительной мере мифологизации истории способствует литература, художественное творчество вообще. Архетипы бессознательно формируются в протосюжеты, которые воспроизводятся во всех художественных произведениях. Эти протосюжеты заключены в отношениях оппозиций, отношениях доминирования-подчинения — соперник-соперник, охотник-жертва, повелитель-слуга, хранитель-расхититель — и из сферы представлений о прошлом легко перетекают в сферу представлений о текущих событиях, в современных условиях – в политику.

  33. galina Автор записи

    гимн ХV. К ГЕРАКЛУ ЛЬВИНОДУШНОМУ

         Зевсова сына Геракла пою, меж людей земнородных
    Лучшего. В Фивах его родила, хороводами славных,
    С Зевсом-Кронидом в любви сочетавшись, царица Алкмена.
    Некогда, тяжко трудяся на службе царю Еврисфею,
    По бесконечной земле он и по морю много скитался;
    Страшного много и сам совершил, да и вынес немало.
    Ныне, однако, в прекрасном жилище на снежном Олимпе
    В счастье живет и имеет прекраснолодыжную Гебу.

            Славься, владыка, сын Зевса! Подай добродетель и счастье.

  34. galina Автор записи

    Древнейшие формы народного творчества, в частности греческие (да и римские тоже) мифологические сюжеты в течение многих веков служили материалом живописцам, скульпторам, композиторам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и др. Употребляя их в речи, мы не всегда задумываемся над историей их возникновения и подлинным смыслом, Влияние античной культуры прослеживается и в современных языках. В частности, множество греческих и латинских слов содержится в научной терминологии.

  35. galina Автор записи

    В античном мире мифы пользовались огромной популярностью среди населения греческих государств-городов. Без их влияния, без постоянного обращения к их сюжетам и образам невозможно себе представить ни классическое искусство, ни греческую литературу, ни греческую философию, ни греческую культуру в целом.

  36. galina Автор записи

    К Афине

        Славную петь начинаю богиню, Палладу Афину,
    С хитро искусным умом, светлоокую, с сердцем немягким,
    Деву достойную, градов защитницу, полную мощи,
    Тритогенею. Родил ее сам многомудрый Кронион.
    Из головы он священной родил ее, в полных доспехах,
    Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье
    Всех охватило бессмертных. Пред Зевсом эгидожержавным
    Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,
    Острым копьем потрясая. Под тяжким прыжком Светлоокой
    Заколебался великий Олимп, застонали ужасно
    Окрест лежащие земли, широкое дрогнуло море
    И закипело волнами багровыми; хлынули воды
    На берега. Задержал Гиперионов сын лучезарный
    Надолго быстрых коней, и стоял он, доколе доспехов
    Богоподобных своих не сложила с бессмертного тела
    Дева Паллада Афина. И радость объяла Кронида.

        Радуйся много, о дочерь эгидодержавного Зевса!
    Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю. Гомер.

Добавить комментарий